FAQ

  1. I would like to get a loan from a commercial bank. What types of security can I provide to the bank when getting a loan?

The borrower may provide the bank with one or more of the following types of collateral:

pledge of property or securities;

bank or insurance organization guarantee;

third party surety;

Borrower's Insured Risk Insurance Policy.

Property purchased on credit may be the subject of a mortgage loan at 80% of its value.

  1. Can you provide information on microfinance services provided by banks?

Currently, banks provide microcredit, microdebt and micro-leasing services.

Microcredit is money provided to the borrower on terms of payment, urgency and repayment in the amount not exceeding 1000 minimum wages for entrepreneurial activity.

Microdebt is money provided by microcredit organizations to the individual borrower on terms of urgency and repayment in the amount not exceeding 100 minimum wages, and on the terms of repayment in cases provided by the agreement.

Micro-leasing is a service provided by microfinance organization on behalf of a lessee on receiving property from a third party and transferring it to a lessee for ownership and use on a contractual basis.

Micro-leasing are provided for business activity in the amount not exceeding 2000 minimum wages in accordance with the leasing legislation.

  1. Whom should I contact if plastic cards are not traded?

These cases are considered to be a breach of trade rules, and you need to contact the State Tax Authority by hotline.

For reference: Article 119 of the Tax Code of the Republic of Uzbekistan provides for the sale and rendering of services, as well as receipts to the buyer, without the use of cash-settlement machines and / or payment terminals on the basis of plastic cards sale of goods and services without issuance of such documents, with the obligatory provision of writing, coupons, checks or other equivalent documents each shall result in a fine ranging from thirty to fifty minimum monthly wages.

Actions envisaged by the first part of the present Article entail a fine of seventy-five to one hundred minimum monthly wages, when committed within a year after the imposition of a fine.

  1. How are commercial banks provided mortgage loans?

Bank loans to purchase individual housing or apartments in apartments are provided by opening a separate loan account to the borrower.

From this account, cash is transferred to the savings account of the individual - seller, who owns an individual apartment or apartment in the manner prescribed by law, by the borrower, in cashless form.

  1. What are the sizes of unemployment benefits in the Republic of Uzbekistan?

In accordance with Article 29 of the Law on Employment of the Republic of Uzbekistan, the size of the unemployment benefit for persons who have lost their jobs and earnings who are entitled to receive unemployment benefits is guaranteed to be paid in the amount of fifty percent of the average salary at the previous place of work, but not lower than the minimum the amount of wages established by law and not higher than the average wage in the Republic of Uzbekistan at the time of payment of benefits.

  1. I am working on a PhD thesis on the ethics of law. Is a single application addressed to the rector enough for me to be given creative leave?

No, not enough. To arrange creative leave for applicants for academic degrees, a department, sector, laboratory, etc. sends a motivated petition to the academic council.

Creative leave for completing dissertations is provided:

  • to employees of state higher educational and research institutions - by the director / rector / on the recommendation of the academic council of these institutions;
  • to employees of other state enterprises, organizations and institutions - by the ministry / department / as advised by the academic council of a higher educational, research institution to which the applicant is attached.

Recommendations on the provision of creative leave by academic councils are given taking into account the relevance of scientific work, the volume of research and the possibility of completing a dissertation during a vacation.

The recommendation of the academic council shall indicate the time and terms for granting the leave necessary to complete the dissertation.

At the end of your creative vacation you will need to provide a report on the work done.

  1. What is the difference between a single tax payment and tax payment in the generally established order?

The procedure for applying the simplified system of taxation, accounting and reporting is regulated by the Tax Code. For organizations that use the simplified tax system, in particular, the payment of a single tax payment, replacement of payment of the aggregate of generally established taxes established by law is provided. At the same time, the current procedure for the payment of customs payments, state duties, license fees and deductions to state social extra-budgetary funds is maintained. In addition, organizations paying a single tax payment are required to calculate, withhold, and transfer to the budget taxes for which they are charged with the duty of tax agents.

Thus, organizations applying a single tax payment do not pay: 1) corporate income tax; 2) value added tax; 3) excise tax; 4) taxes and special payments for subsoil users; 5) tax for the use of water resources; 6) property tax; 7) land tax; 8) a tax on the improvement and development of social infrastructure Instead of the listed taxes, organizations pay a single tax payment.

  1. Is the transition to EPP mandatory?

It should be noted that the right to transfer to the EPP is exclusively owned by microfirms and small enterprises, with the exception of those producing alcoholic beverages, and others established by law. At the same time, trade and public catering enterprises, legal entities within the framework of organizing lotteries, sweepstakes and other risk-based games, notaries engaged in private practice pay a single tax payment and are not entitled to switch to paying taxes and other obligatory payments in the generally established okay.

  1. The company received a notification on the transition to the payment of VAT through the personal account of the taxpayer. To register as a VAT payer, in what order should I send an application?

In the notification received, for the purpose of registration as a VAT payer, there is a link “Application form for registration as a VAT payer”, by filling out and sending it automatically, you will be issued a Certificate of state registration as a VAT payer. Registration can also be done in the “Consulting Services Windows” opened for this purpose at state tax inspections.

  1. Is a legal entity obliged to draw up a waybill when purchasing goods on a corporate card?

According to the Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated October 30, 2018 No. UP-5564, from November 1, 2018, a procedure is introduced that provides for cashless payments between legal entities using corporate bank cards without concluding purchase and sale agreements and issuing an invoice (invoice). In this regard, when a legal entity sells goods through a corporate card, a waybill is required.

  1. At what age do citizens have the right to retirement?

According to the Article 7 of the Law of the Republic of Uzbekistan "On the state pension provision of citizens" the right to retire is appropriated for following citizens:

If men are 60 years and they have at least 25 years of working experience;

If women are 55 years and they have at least 20 years of working experience.

  1. What documents are submitted to assign age related pension?

Application form for a age related pension by citizens must be accompanied by a copy of the employment record, including a document confirming the period of service, service ID, a copy of the applicant's accumulative pension book. If necessary, other documents are provided.

  1. How the pension amount is calculated? Why there is a low amount of pension at high salaries?

According to the Law “On the State Pension Provision of citizens” the amount of pension is calculated on the basis of average monthly wage but no more than the tenfold amount of base value for pension estimation (Current amount of base value for pension estimation– 223 000 UZS х 10 = 2 230 000 UZS).

If the amount of average monthly wage exceeds the tenfold amount of base value for pension estimation during the recomputation process, the pension is estimated on the basis of tenfold amount of base value for pension estimation.

For example: At 1st October, 2019, 1 248 800 UZS is assigned to the citizen on the basis of 40 years of experience and average monthly wage for 2014-2018. However, the actual value of average monthly wage equals to 3 560 142 UZS which is more than the tenfold amount of base value for pension estimation. The pension amount is calculated by:

Pension base value – (Current amount of base value for pension estimation – 223 000 UZS х 10) 2 230 000 х 55% = 1 226 500 UZS;

Pension amount rise for beyond the required years of working experience – 2 230 000 х 15% (total years of working experience 40 years – 25 years, required years of working experience= 15 years) = 334 500 UZS.

Pension amount = 1 226 500 + 334 500 = 1 561 000 UZS.

  1. What kinds of additional benefits and privileges are currently being generated during the pension payments?

On electronic delivery of payment receipts and submission of payment information and in the purpose of an automated accounting of pensions and benefits the electronic information exchange was generated between the Pension Fund and Joint-stock commercial People’s bank of the Republic of Uzbekistan. Pension Fund implemented new information service “SMS MESSAGE”. When pension Fund received information about payment of pension by exchanging electronic information, message about current situation of pension payment wil be sent to mobil phone of pensioner. This service is absolutely free. Today, more than a thousand pensioners are involved in this interactive service.

  1. Which government agency is responsible for pension and benefit payments?

According to President of the Republic of Uzbekistan Decree №2753 of February 2, 2017 "On additional measures to improve the mechanism of payment of salaries, pensions, allowances and stipends," starting from February 2017, all types of pensions will be given fully without any restrictions in the country.

According to the Decree of the President of the Republic of Uzbekistan from March 13, 2017 №2826 "On further improvement of the pensions and pension payment mechanism", from April 1, 2017, pension payments are being made through the branches of the People's Bank of the Republic of Uzbekistan.

  1. Is it possible for other people with certificate of trust to get a pension?

According to paragraph 160 of the Situation "About the procedure for appointment and payment of the state pensions", approved by the resolution of Cabinet of Ministry of the Republic of Uzbekistan from September 8, 2011 of №252, according to the certificate of trust (The certificate of trust must be issued according to the legislation), pension payment may carried out.

At the same time, the person who has given the certificate of trust must confirm his / her right to the assigned pension at least once a year going to Pension Fund.

The trusted representative shall be obliged to notify the Pension Fund Department of any circumstances that may affect the payment of pensions.

Часто задаваемые вопросы

  1. Я хочу получить кредит в коммерческом банке. Какие виды залогового обеспечения я могу предоставить банку при получении кредита?

Заемщик может предоставить банку один или несколько из следующих видов обеспечения:

залог имущества или ценных бумаг;

гарантия банка или страховой организации;

поручительство третьей стороны;

Полис страхования застрахованного риска заемщика.

Имущество, приобретенное в кредит, может быть предметом ипотечного кредита под 80% его стоимости.

  1. Можете ли вы предоставить информацию о микрофинансовых услугах, предоставляемых банками?

В настоящее время банки предоставляют услуги микрокредитования, микрозайма и микролизинга.

Микрокредит - это деньги, предоставляемые заемщику на условиях оплаты, срочности и погашения в размере, не превышающем 1000 минимальных зарплат для предпринимательской деятельности.

Микрозаем - это деньги, предоставляемые микрокредитными организациями индивидуальному заемщику на условиях срочности и погашения в размере, не превышающем 100 минимальных заработных плат, и на условиях погашения в случаях, предусмотренных договором.

Микролизинг - это услуга, предоставляемая микрофинансовой организацией от имени арендатора при получении имущества от третьей стороны и передаче его арендатору для владения и использования на договорной основе.

Микролизинг предоставляются для предпринимательской деятельности в размере, не превышающем 2000 минимальных размеров оплаты труда в соответствии с лизинговым законодательством.

  1. К кому мне обратиться, если во время торговли пластиковые карты не принимаются?

Эти случаи считаются нарушением правил торговли, и вам необходимо связаться с Государственной налоговой службой по горячей линии.

Для справки: Статья 119 Налогового кодекса Республики Узбекистан предусматривает продажу и оказание услуг, а также квитанции покупателю без использования банкоматов и / или платежных терминалов на основе пластиковых карт. Продажа товаров и услуг без выдачи таких документов, с обязательным предоставлением письменных, купонов, чеков или других эквивалентных документов каждый из них влечет за собой штраф в размере от тридцати до пятидесяти минимальных месячных заработных плат.

Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, влекут штраф в размере от семидесяти пяти до ста минимальных месячных заработных плат, если они совершены в течение года после наложения штрафа.

  1. В каком порядке коммерческие банки предоставляют ипотечные кредиты?

Банковские кредиты на приобретение индивидуального жилья или квартир в многоквартирных домах предоставляются путем открытия отдельного ссудного счета заемщику.

С этого счета денежные средства переводятся на сберегательный счет физического лица - продавца, которому принадлежит заемщик в индивидуальной квартире или квартире в порядке, установленном законом, в безналичной форме.

  1. Какие размеры пособия по безработице в Республике Узбекистан?

В соответствии со статьей 29 "Закона о занятости" Республики Узбекистан размер пособия по безработице для лиц, потерявших работу и заработок, имеющим право на получение пособия по безработице, гарантируется его выплата в размере пятидесяти процентов средней заработной платы по прежнему месту работы, но не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством, и не выше средней заработной платы, сложившейся в Республике Узбекистан на момент начисления пособия.

  1. Я работаю над кандидатской диссертацией, посвященной адвокатской этике. Достаточно ли одного заявления на имя ректора, чтобы мне дали творческий отпуск?

Нет, не достаточно. Для оформления творческого отпуска соискателям ученых степеней кафедра, сектор, лаборатория и т.п. направляет ученому совету мотивированное ходатайство.

Творческий отпуск для завершения диссертаций предоставляется:

  • работникам государственных высших образовательных и научно-исследовательских учреждений – директором /ректором/ по представлению ученого совета этих учреждений;
  • работникам других государственных предприятий, организаций и учреждений – министерством /ведомством/ по представлению ученого совета высшего образовательного, научно-исследовательского учреждения, к которому прикреплен соискатель.

Рекомендации о предоставлении творческого отпуска учеными советами даются с учетом актуальности научной работы, объема проведенных исследований и возможности завершения диссертации за время отпуска.

В рекомендации ученого совета указываются время и сроки предоставления отпуска, необходимого для завершения диссертации.

Вам по окончании творческого отпуска необходимо будет предоставить отчет о проделанной работе.

  1. В чем разница между Единым налоговым платежом и уплаты налогов в общеустановленном порядке?

Порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности регулируются Налоговым Кодексом. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения в частности уплату единого налогового платежа, предусмотрена замена уплаты совокупности установленных законодательством общеустановленных налогов. При этом, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, лицензионных сборов и отчислений в государственные социльные внебюджетные фонды. Кроме того, организации, уплачивающие единый налоговый платеж, обязаны исчислять, удерживать и перечислять в бюджет налоги, в отношении которых на них возложена обязанность налоговых агентов.

Таким образом, организации, применяющие единый налоговый платеж не уплачивают: 1) налог на прибыль юридических лиц; 2) налог на добавленную стоимость; 3) акцизный налог; 4) налоги и специальные платежи для недропользователей; 5) налог за пользование водными ресурсами; 6) налог на имущество; 7) земельный налог; 8) налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры Вместо перечисленных налогов организации уплачивают единый налоговый платеж.

  1. Является ли   переход на ЕНП обязательным?

Следует отметить, что правом перехода на ЕНП обладают исключительно микрофирмы и малые предприятия, за исключением производящих алкогольную продукцию, и других, установленных законодательством. В то же время предприятия торговли и общественного питания, юридические лица в рамках деятельности по организации лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают единый налоговый платеж и не вправе переходить на уплату налогов и других обязательных платежей в общеустановленном порядке.

  1. Предприятию через персональный кабинет налогоплательщика пришло уведомление о переходе на уплату НДС. Для прохождения регистрации в качестве плательщика НДС, в каком порядке необходимо отправить заявление?

В полученном уведомлении, для целей регистрации в качестве плательщика НДС содержится ссылка «Форма заявления на регистрацию в качестве плательщика НДС», заполнив и отправив которую в автоматическом режиме, Вам будет выдано Свидетельство о государственной регистрации в качестве плательщика НДС. Регистрацию также можно пройти в открытых для этой цели «Окнах консультационного обслуживания» при государственных налоговых инспекциях.

  1. Обязано ли юридическое лицо при приобретении товаров по корпоративной карте оформлять товарную накладную?

Согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2018 года №УП-5564 с 1 ноября 2018 года внедряется порядок, предусматривающий осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами с использованием корпоративных банковских карт без заключения договоров купли-продажи, с выдачей инвойса (счета-фактуры). В связи с этим, при реализации юридическим лицом товаров через корпоративную карту, оформление товарной накладной является обязательным.

  1. Когда наступает право граждан на получение пенсии по возрасту?

В соответствии со статьёй 7 Закона Республики Узбекистан “О государственном пенсионном обеспечении граждан” право на пенсию по возрасту имеют мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

  1. Какие документы необходимо представить для назначения пенсии по возрасту?

К заявлению лица, обратившегося за назначением пенсии по возрасту, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж работы, в том числе специальный стаж работы, справка о заработке, накопительная пенсионная книжка заявителя. Кроме того, в необходимых случаях представляются и др. документы в соответствии с законодательством.

  1. Каким образом высчитывается размер пенсии? Почему назначается низкий размер пенсии при высоких заработных платах?

Согласно Закона “О Пенсионном обеспечении граждан” исчисление размера пенсии производится исходя из среднемесячного заработка не свыше десятикратного размера базовой величины исчисления пенсии (Текущий размер базовой величины исчисления пенсии – 223 000 сўм х 10 = 2 230 000 сўм).

В случае превышения среднемесечного заработка десятикратного размера базовой величины при перерасчете пенсий, пенсия назначается на основе десятикратного размера базовой величины исчисления пенсии.

Например: 1 октября 2019 года гражданину начислена пенсия в размере 1 248 800 сум на основе 40-летнего стажа работы и среднемесячного заработка за 2014-2018 годы. При этом настоящий размер среднемесячного заработка составляет 3 560 142 сум, то есть свыше десятикрастного рамера базовой величины исчисления пенсии. Размер пенсии высчитывается следующим образом:

Базовый рамзер пенсии – (Текущий размер базовой величины исчисления пенсии – 223 000 сум х 10) 2 230 000 х 55% = 1 226 500 сум;

Повышение пенсии за сверхтребуемый стаж работы – 2 230 000 х 15% (общий стаж работы 40 лет – 25 лет, требуемый стаж работы = 15 лет) = 334 500 сум.

Размер пенсии = 1 226 500 + 334 500 = 1 561 000 сум.

  1. Какие дополнительные удобства и льготы создаются в настоящее время в процессе осуществления пенсионных выплат?

С целью ведения автоматизированного учета выплат пенсий и пособий по оплате предоставляются в электронном виде и налажен электронный обмен информацией между Пенсионным фондом и «народным банком» по отправке информации по оплате.

Также, при принятии Пенсионным фондом путем электронного обмена информации об осуществлении пенсионных выплат была внедрена система отправки бесплатного SMS-сообщения на номер мобильного телефона пенсионера о пенсионных выплатах или состоянии платежа. На сегодняшний день более тысячи граждан подключены к данной интерактивной услуги.

  1. Каким органом осуществляются выплаты пенсий и пособий в настоящее время?

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 2 февраля 2017 года №ПП- 2753 «О дополнительных мерах по совершенствованию механизма выплаты заработной платы, пенсий, пособий и стипендий» в целях коренного совершенствования системы выплаты заработной платы, пенсий, пособий и стипендий, обеспечения безусловной защиты   прав и законных интересов пенсионеров, студентов и других уязвимых слоев населения , создания благоприятных условий для беспрепятственного осуществления платежей за приобретаемые ими товары и услуги на всей территории Республики Узбекистан установлено , что начиная с февраля 2017 года выплата всех видов пенсий осуществляется на территории республики в наличной форме в полном объеме без ограничений.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 13 марта 2017 года № ПП2826 «О мерах по дальнейшему совершенствованию механизма выплаты пенсий и пособий» установлено, что начиная с 1 июля 2017 года выплата пенсий и пособий по всей территории Республики Узбекистан будет осуществляться исключительно Народным банком. Предусмотрено, что в качестве эксперимента выплата пенсий и пособий Народным банком осуществляется с 1 апреля текущего года в 13 городах областного подчинения, а также в 6 районах города Ташкента.

  1. Вправе ли другое лицо получать установленную сумму пенсии вместо пенсионера?

Согласно пункту 160 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Кабинетом Министров Республики Узбекистан от 8 сентября 2011 года №252, выплата пенсий может производиться по доверенности, оформленной в соответствии с законодательством.

При этом доверитель должен подтверждать свои права на назначенную пенсию путем явки не менее одного раза в год в отдел Пенсионного фонда, выплачивающего пенсию. Поверенное лицо обязано сообщать в отдел Пенсионного фонда обо всех фактах, ставших ему известными, которые могут влиять на выплату пенсии.

Доверенность подлежит хранению в соответствующем структурном подразделении почты. При этом структурное подразделение почты обязано в десятидневный срок со дня предоставления доверенным лицом доверенности выслать в соответствующий отдел Пенсионного фонда копию доверенности, заверенной штампом и подписью руководителя структурного подразделения почты.