Новости

Из «прорывных» инноваций – к активному и инициативному обществу

 

В 2018 г. Президентом нашей страны был принят важный документ, направленный на объединение усилий государственных органов управления и исполнительных органов и организаций в инновационном развитии – Указ «Об утверждении Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы». Главной целью стратегии определено развитие человеческого капитала, а также в качестве одной из основных задач указано вхождение Республики Узбекистан к 2030 г. в состав 50 передовых стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса.

В результате проводимых в республике реформ в сфере инновационной деятельности Узбекистан в 2020 г. был вновь включён в международный рейтинг Глобального инновационного индекса после пятилетнего перерыва, поднявшись по сравнению с 2015 г. на 29 позиций.

В настоящее время Министерством инновационного развития разработана и обсуждается с соответствующими организациями и учреждениями Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2030 годы. Данная стратегия является логическим продолжением осуществлённых в последние годы последовательных реформ, которые играют большую роль в достижения цели по вхождению Республики Узбекистан в топ-50 ведущих стран по глобальному инновационному индексу до 2030 года.

Итак, какая фундаментальная работа была проделана в области науки и инноваций в стране за прошедший короткий период?

Прежде всего, в высших образовательных и научно-исследовательских учреждениях базовые должностные оклады профессоров, имеющих учёную степень доктора наук, увеличены в 3,2 раза по сравнению с 2016 г. и в 5 раз – в связи с введением порядка доплаты имеющим учёную степень работникам, занимающимся научно-педагогической и трудовой деятельностью.

Приняты 3 важных документа – законы «О науке и научной деятельности», «Об инновационной деятельности» и «Об образовании», определяющие законодательные основы дальнейшего развития науки и инновационной деятельности и укрепления научного потенциала кадров.

В настоящее время в нашей стране внедрён механизм государственного заказа на научно-исследовательские работы на основе передового зарубежного опыта. В качестве нового порядка регулярно публикуется госзаказ на тематические проекты, в которых ясно обозначены конечный продукт и объём финансирования. В результате сформировалась конкурентная среда, появилась возможность получать постоянные грантовые средства. По сравнению с 2017 г. финансирование каждого проекта увеличилось в 3,5 раза и не менее 40% средств направлено на закупку необходимого оборудования, реагентов и материалов для научно-исследовательской деятельности.

В стране создана стартап-экосистема, охватывающая все этапы от идеи до потребителя, при этом поддерживаются масштабные стартап-проекты. Впервые за счёт государственных грантовых средств сформирована система поддержки и финансирования стартап-проектов, профинансировано 48 стартап-проектов на общую сумму 40,5 млрд сум. и организовано производство новой конкурентоспособной продукции.

Для оперативного внедрения в экономику страны новых наукоёмких технологий в практику внедряется трансфер технологий. Реализовывались инвестиционные проекты с общей стоимостью 3,3 млн долл. США на основе трансфера передовых технологий за рубежом.

В 2018-2020 гг. создано 18 научных организаций, 10 научных центров и 4 технопарка. При участии трио «Ученый – банк – предприниматель», основанного на заинтересованности в коммерциализации научных разработок, создана новая система коммерциализации научных разработок, в рамках которых подготовлено большое количество проектов с общей стоимостью 149,5 млрд сум. и объём произведённой наукоёмкой продукции превысил 62 млрд. сумов.

Введён упрощённый порядок закупки научно-лабораторного оборудования. С 2018 г. по настоящее время в 9 научно-исследовательских учреждениях установлено 69 ед. лабораторного оборудования, а в соответствии с новым упрощённым порядком закупок в 2020 г. в 15 научно-исследовательских учреждениях закуплено более 200 ед. лабораторного оборудования. На закупку современного лабораторного оборудования научно-исследовательским учреждениям направлено 30,4 млн долл. США и 116 млрд сум. выделено на ремонт зданий и сооружений. Кроме того, закупка реактивов и реагентов бюджетными организациями, осуществляющими научную деятельность, включена в перечень товаров, закупаемых государственными заказчиками на основании прямых договоров.

В целях поддержки инициатив талантливой молодежи и развития её научного потенциала при Министерстве инновационного развития Узбекистана создана Академия молодёжи. В настоящее время членами академии являются более 2000 молодых людей, из которых 15 чел. являются лидерами во всех регионах республики.

В 2020 г. в целях поддержки прикладных и инновационных проектов молодых учёных Академией молодёжи объявлен конкурс практических и инновационных проектов на сумму 30,2 млрд сумов.

В апреле 2021 г. в целях повышения эффективности коммерциализации результатов научной деятельности, исходя из потребностей реального сектора экономики и социальной сферы, а также содействия реализации и локализации трансфера зарубежных технологий при Министерстве инновационного развития создан Национальный офис внедрения инноваций и трансфера технологий.

В целях дальнейшего ускорения инновационной деятельности в регионах, формирования предложения научно-технических решений по существующим социально-экономическим проблемам, обеспечения коммерциализации региональных научно-исследовательских проектов, полной организации системы поддержки идей и инициатив населения, в частности молодёжи по направлению «махалли» созданы управления инновационного развития Республики Каракалпакстан и областей.

В соответствии с мировым опытом инновационная экосистема состоит из взаимосвязанных «прорывных» (disruptive), «устойчивых» (sustainable) и «эффективных» (efficient) инноваций. «Прорывные» инновации заключаются в организации производства продукции или видов услуг, обладающих свойствами и возможностями, совершенно отличными от традиционных, и в большинстве случаев требуют значительных капиталовложений. Однако именно они имеют большое значение, поскольку приводят к созданию большого числа новых рабочих мест. «Устойчивые» (sustainable) инновации не создают новых рабочих мест и не требуют больших капиталовложений, но обеспечивают оптимизацию и устойчивость, привлекательность и регулярное совершенствование «прорывных» инноваций на быстро меняющемся потребительском рынке, формируя устойчивую систему «прорывного» инновационного рынка и покупателя. В Узбекистане отсутствует целостная система для создания циклических отношений (т. е. инноваций) «прорывных» – «устойчивых» –«эффективных» инноваций, включающая в себя циклическое функционирование самой инновации – «инновация – капитал – инновация», в связи с чем её основные процессы остаются в крайне разрозненной форме. Одной из актуальных задач, стоящих перед нами до 2030 г., является создание правовых и финансовых условий для разъяснения субъектам инновационной экосистемы сущности, содержания, обучения, функционирования такой циклической инновационной экосистемы, определение задач и обязанностей каждого звена.

В нашей стране численность молодёжи в возрасте до 30 лет составляет более 18 млн чел., а это – около 55% населения. При этом официальная безработица среди населения 18-30-летного возраста составляет сегодня 17 процентов. Только к концу 2021 г. спрос на новые рабочие места среди молодёжи будет превышать 1 350 тысяч. В стране сохраняется динамика численности населения, вошедшего в «железную», «женскую», «молодёжную» тетради, основанные на списках нуждающихся в трудоустройстве.

В республике продолжаются последовательные реформы, направленные на обеспечение занятости населения, в т.ч. молодёжи и женщин. В частности, 2021 год объявлен «Годом поддержки молодёжи и укрепления здоровья населения», в рамках которого внедряются новые методы работы с молодёжью, изучаются предложения юношей и девушек по «махалле». Во всех регионах страны организуется система поддержки молодёжного предпринимательства, обеспечение занятости молодых посредством профессионального обучения.

Сегодня развитие территорий республики осуществляется за счёт использования природных ресурсов на экстенсивном уровне. Возрастающий риск сокращения запасов имеющихся природных ресурсов создаёт необходимость организации промышленных кластеров с включением в их деятельность передового опыта ведущих стран мира по увеличению доли научной, объёмной (инновационной) продукции в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны.

По мировому опыту, кластеризация охватывает примерно 50% экономики ведущих стран. В США деятельность более 55% предприятий осуществляется в рамках кластеров, доля которых в ВВП превешает 65 процентов. В европейских странах насчитывается более 2 тыс. кластеров, которые, с одной стороны, обеспечивают продуктивную инновационную деятельность за счёт объединения инновационных предприятий, с другой стороны, с созданием новых рабочих мест обеспечивают занятость 38% населения.

Анализ показывает, что для создания системы кластеризации в Узбекистане должна быть проведена необходимая работа по направлениям: развитие кластера и кластерной политики и налаживание государственного управления в обеспечении её интеграции в мировую экономику; создание нормативно-правовой базы, разработка единой концепции и критериев соответствия по понятиям в данной области; формирование регистрационного реестра кластеров, обеспечение их тесного сотрудничества (интеграции) с научно-исследовательскими и высшими учебными заведениями; подготовка высококвалифицированных специалистов.

В то же время выполнение задачи формирования механизмов возврата определённой части стоимости, созданной в результате образования за счёт инноваций новых продуктов и рабочих мест на периодической и постоянной основе, также является требованием времени и должна базироваться на вложениях постоянного капитала в «кординально обновляющие» инновации, которые создают любой новый продукт и рабочие места.

Безусловно, государственный бюджет и средства, выделяемые целевым инновационным фондам, являются основным фактором, обеспечивающим капитал для «кординально обновляющих» инноваций, однако владельцы эффективных инноваций и заинтересованные организации, в т. ч. отраслевые и кластерные предприятия, а также коммерческие банки и др. финансовые структуры, должны возвратить определённую часть капитала, созданного за счёт инноваций «кординально обновляющим» инновациям на основе механизмов взаимной заинтересованности.

Согласно мировому опыту, в США, Европе, Канаде и государствах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) введена система постоянного направления части капитала, созданного углеродными и горнодобывающими предприятиями, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские «кординально обновляющие» инновации в стране, предоставления различных налоговых льгот инновационной деятельности. С 2018 г., после реформ в США, такие практики были внедрены и закреплены в ряде стран, таких как Австрия, Дания, Гонконг, Новая Зеландия, Сингапур, Польша.

Для достижения цели по вхождению Республики Узбекистан в число 50 передовых стран с инновационным развитием до 2030 г. требуется обеспечить непрерывность всей цепочки поставок от исходного сырья продукции до потребителя в сферах производства и услуг, обеспечить развитие национальной инфраструктуры, приспособленной к требованиям рынка, научного потенциала страны, эффективность научно-исследовательской деятельности и надлежащий уровень коммерциализации научно-инновационной продукции. Такие факты, как неудовлетворительный уровень участия предприятий, имеющих международные сертификаты качества, в повышении экспортного потенциала страны, чрезвычайно высокая потребность в новых рабочих местах, а также решение задач по сокращению бедности среди населения, обеспечению занятости безработных женщин и молодых людей, развитию новой и международной инновационной экосистемы в Узбекистане диктуют необходимость дальнейшего развития в стране вышеуказанной научно-инновационно-коммерческой инфраструктуры.

Для достижения основной цели в качестве основных задач стратегии было определено дальнейшее развитие человеческого капитала в управлении инновационной деятельностью путём развития инновационного предпринимательства и навыков созидательности и рационализации на всех этапах образования. Помимо развития человеческого капитала особое внимание будет уделено также развитию инфраструктуры поддержки стартап-инициатив путём создания сетей субъектов инновационной инфраструктуры (технопарков, акселераторов стартапов, инкубаторов и офисов трансфера технологий). Целями стратегии также являются стимулирование спроса на инновации путём обеспечения системы новых видов продукции и инновационных технологий от идеи до конечного потребителя, увеличение доли инновационно активных предприятий за счёт совершенствования институциональных возможностей государственной поддержки инновационной деятельности.

Благодаря внедрению инноваций и широкому запуску деятельности центров трансфера технологий перспективным инновационным проектам и стартап-инициативам предоставляются услуги по ускорению, логистике и финансированию. В свою очередь, центры лицензирования технологий наладят тесное сотрудничество между научно-исследовательскими институтами, университетами и производством с целью оказания помощи в подготовке лицензионных соглашений на продажу недвижимости, а также в поиске потребительского рынка технологий.

Формирование современных схем финансирования стартап-инициатив и проектов, таких как венчур, краудфандинг, расширение упрощённой финансовой деятельности на основе конкуренции в рамках конкурсов, таких как «Будущий учёный», «Хакатон», марафона «Техновейс» и др. инициатив обеспечит проникновение на рынок новых услуг и продуктов. Путём обеспечения региональных инновационных центров и технопарков квалифицированными кадрами создаётся единая система управления инновационными центрами.

Формирование предпринимательской среды и деятельности в высших учебных заведениях, а также технологические трансферы результатов исследований поощряются созданием академических «спин-офф» компаний. Национальный бренд обеспечит эффективное проникновение цифровых программных продуктов на мировые рынки, в т. ч. продуктов и услуг.

Предпринимаются первые шаги по повышению интереса частного сектора к разработкам и исследованиям, укреплению сотрудничества с научно-исследовательскими институтами, поощрению участия и финансирования частного сектора в инновационной деятельности (cо-finance), включая введение специальных мер поддержки предприятий, занимающихся частными разработками и исследованиями или финансированием их деятельности.

Наряду с этим возникает также небходимость в проведении просветительских мероприятий о важности защиты объектов недвижимости среди деятелей науки и предпринимателей, а также среди молодёжи, в связи с чем в этой сфере разрабатываются и реализуются меры по усилению регулирования фактов незаконного использования объектов интеллектуальной собственности и повышению ответственности.

Ещё одним важным направлением является повышение инновационной активности малого предпринимательства. В свою очередь, будет расширяться коммерциализация местных научных, рационализаторских и стартап-разработок путём внедрения эффективных мер, направленных на налаживание тесного сотрудничества региональных высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений с институтами махалли с целью постоянной поддержки малой инновационной производственной деятельности хозяйствующих субъектов среди населения.

В 2022-2025 гг. намечается новый этап – формирование и постепенная реализация портфеля готовых «1000 инновационных проектов» для организации малого инновационного производства. Будут разработаны также региональные программы инновационного развития с учётом экономической специализации, научно-технического потенциала и имеющихся ресурсов регионов путём успешного трансфера малых инновационных производственных предприятий в другие географические регионы республики.

В целях выявления, поощрения и вовлечения талантов в науку в регионах следует реализовать такие мероприятия, как формирование научных сообществ и школ нового поколения путём вовлечения центральных высших учебных заведений, Академии молодёжи и Академии наук в систему программ «Академическая мобильность» и «Будущий учёный».

Уместно рассказать об определённых успехах, достигнутых в этом направлении. Например, работы по превращению Ургутского района Самаркандской области, Алтынсайского района Сурхандарьинской области, Чустского района Наманганской области и Мархаматского района Андижанской области в инновационный полигон были встречены с большим интересом предпринимателями и населением. Инициатива Президента страны по реализации проектов развития с учётом особенностей каждого региона была полностью оправдана.

 Предусматривается реализация ряда мер по созданию капитала за счёт развития сети инновационных кластеров. Действительно, с учётом достижений передовых зарубежных стран в нашей стране будут разработаны единая концепция и закон «кластера» и «кластерной политики». Создание инновационных кластеров или крупных предприятий на основе механизма взаимовыгодного «пиноцитоза» (охвата и освоения) стартапов и малых инновационных предприятий, модернизация существующих логично приведёт расширению рынка инноваций и высокотехнологичной продукции.

При этом, исходя из мирового опыта, предусматривается, что уставный фонд направит обязательные отчисления в размере одного процента от прибыли, подлежащей налогообложению хозяйственных обществ, а также государственных предприятий, доля которых в государстве составляет 50 и более процентов, на создание и внедрение «кардинально обновляющих» инноваций. Будет создана система добровольного выделения другими предприятиями и организациями, независимо от формы собственности, средств на научную деятельность и «кардинально обновляющие» инновации в размере до одного процента от стоимости реализованной продукции за квартал.

Это те планы и цели, которые намечены к реализации на ближайший период времени. Эти изменения, безусловно, придадут положительный импульс ряду областей, отстающих в течение многих лет по вопросам внедрения современных инновационных инноваций. В итоге сформируется инновационно активное и предприимчивое общество, обладающее культурой инвестирования в «кардинально обновляющие» инновации, которые будут ориентированы на решение своих насущных потребностей и проблем.

 

Иброхим АБДУРАХМОНОВ,

Министр инновационного развития, академик